Давайте рассмотрим, как правильно трогаться и останавливаться на скользкой дороге. Самый хороший совет: боритесь со своими привычками. Опаснее всего ездить по привычке, по-летнему. Не дайте своим привычкам навредить вам. Не превышайте скорости, соблюдайте «двойную» безопасную дистанцию, начинайте тормозить, как только увидели, что что-то не так. Правда, тормозить нужно правильно (торможение двигателем). Трогание с места
Начало движения на скользкой дороге требует особой внимательности от водителя. Старайтесь, чтобы ваш автомобиль не буксовал. Для этого очень плавно нажимайте педаль сцепления. Если в вашем автомобиле есть функция «анти-букс» (обычно кнопка ASC на панели), включите ее. Помните, что при пробуксовке ведущие колеса теряют сцепление с дорогой и начинают скользить в сторону соседнего автомобиля. А это очень нежелательно — не успели тронуться с места, как уже попали в аварию. Так и до первого столба не доедете.
Вернемся к скольжению ведущих колес при старте. Если оно имеет место (особенно на дороге с наклоном), то можно ожидать, что вы уделаете автомобиль соседа передней частью своей машины, если у вас передний привод, или задней частью, если у вас задний привод. Чтобы автомобиль не буксовал, старайтесь более точно придерживать сцепление при начале движения. Если дорога очень скользкая, начинайте движение на 2-й или даже на 3-й передаче (если это позволит двигатель).
Если трогание на 2-й или 3-й передаче у вас вызывает трудности, тогда можно сделать так. Вы включаете 1-ю передачу, при этом газ добавляете только в точке зацепления, как обычно, а когда автомобиль уже тронулся с места, ногу с педали газа можно вообще убрать.
Помните, что чем быстрее вы прекратите пробуксовку, тем быстрее ваш автомобиль обретет сцепление с дорогой и вы начнете нормальное движение.
Торможение и остановка автомобиля
Итак, с места мы тронулись. Уже хорошо. Теперь будем пытаться остановить автомобиль. А как это сделать? В книгах по контраварийному вождению и по вождению в критических ситуациях приводятся сотни методов остановки автомобиля на скользкой дороге. Но если их проанализировать, то можно сделать вывод, что все они базируются на 3 основных принципах: Непосредственно перед началом блокировки колес сцепление колес с дорогой наиболее высоко.
Заблокированные колеса почти не имеют сцепления с дорогой, а значит, они не тормозят автомобиль. Чем выше скорость автомобиля, тем хуже его колеса сцепляются с дорогой. На больших скоростях автомобиль превращается в эдакий низколетящий самолет — сцепление с дорогой достаточно маленькое, а машина все еще не взлетает.
Если проанализировать эти 3 постулата, то мы придем к выводу, что главное — это не допустить блокировки колес. Блокировка колес автомобиля очень часто происходит на автомобилях без АБС (а таких, к сожалению, на наших дорогах большинство) при сильном нажатии на педаль тормоза. А блокировка колес движущегося автомобиля — это плохо, очень плохо. Но ради справедливости нужно отметить, что колеса могут заблокироваться не только зимой, а и летом — на сухом и чистом асфальте, все зависит от скорости движения и тормозного усилия. Блокировать нельзя. А как же тогда тормозить, если при сильном нажатии на педаль тормоза колеса блокируются? Представьте себя на месте человека, который нажимает на педаль тормоза (на скользкой дороге), а его автомобиль почти не тормозит или плохо тормозит. Естественно, что он еще больше нажмет на педаль тормоза, чем вызовет блокировку колес — тогда ему мало чем поможешь.
Предположим, что вы почувствовали блокировку колес (шелест, шипение из-под колес). Что же делать? Если вы ничего не предпримете и будете продолжать нажимать педаль тормоза, то, скорее всего, ваш автомобиль развернет на месте. Будем считать, что вам повезет, если вокруг не окажется машин. А если вы пытались остановиться на пешеходном переходе? Ведь при таком развороте вы запросто можете кого-то сбить.
Конечно, если вы застрахованы, то можно дальше и не читать. За все заплатит страховая компания. Но подумайте, сможет ли страховая компания вернуть жизни тех людей, которых, возможно, вы задавите, когда ваш автомобиль потеряет управление на скользкой дороге? Если ваш ответ «нет», тогда очень внимательно прочитайте эту главу до конца.
Что же делать, когда началась блокировка колес? Нужно ее убрать, т. е. попытаться сделать все возможное, чтобы ее не было. Но делать нужно не все подряд. Можно закрыть глаза и молиться о спасении, но не думаю, что это сильно вам поможет. Пока вы сами себе не поможете, вам не поможет никто.
Если вы при торможении почувствовали, что колеса блокируются, немного отпустите педаль тормоза до тех пор, пока не прекратится блокировка колес (они начнут опять вращаться). После этого долго не ждите, а включайте пониженную передачу, если это возможно. Потом продолжайте торможение. Если опять колеса блокируются, значит, опять ослабьте нажатие на педаль тормоза. Если вы достигли допустимой скорости для переключения на еще более низкую передачу, значит, можете переключиться. Так нужно делать до полной остановки автомобиля. Бороться нужно до последнего, даже если до следующего автомобиля или пешехода осталось всего несколько метров. Только помните: ни в коем случае не нажимайте на педаль тормоза до упора и никогда не сдавайтесь. Очень часто бывает, что водитель, увидев, что до следующего автомобиля осталась пара метров, сдается, а ведь за эти метры еще можно было предотвратить аварию или сделать ее последствия не такими тяжелыми.
Авария — это одна из трудностей жизни. После аварии многие водители сильно переживают и даже некоторое время не садятся за руль. Встречаются даже такие, которые навсегда завязывают с вождением. Но это неправильно. Нужно воспринимать аварию всего лишь как очередную трудность, каких еще в жизни будут сотни тысяч. Не драматизируйте аварию, не считайте ее личной трагедией. Постарайтесь пересилить и перебороть самого себя, а дальше все наладится. Ведь если бы у нас не было этих самых трудностей, то жизнь была бы куда более пресной (хотя все-таки лучше было бы поменьше «перчика» в виде экстрима на дорогах).
Источник: Auto-cub.ru
|