Заплатить за "горючку" во время поездки на море можно намного меньше - иногда в два раза. Но и в городе экономия может быть значительной. Вы собрались в Крым на собственном автомобиле, а тут бензин снова «подскочил» на десять процентов? Не расстраивайтесь: «Сегодня» подскажет, как, не особо напрягаясь, снизить топливные расходы на 20%. Кстати, ездить экономно и ездить безопасно - в большинстве случаев одно и то же!
Фактор первый, технический
Прежде всего следует запомнить: экономить топливо получится только лишь на полностью исправном автомобиле. Любая мелочь, любая неисправность может значительно повысить расход. Даже такая «чепуха», как изредка подтаивающая свеча, может «съедать» лишних два-три литра на баке. И в итоге вы «не доедете» совсем не лишние 20-30 километров. Основные неисправности и их влияние на расход топлива - в таблице. Дешевле будет отремонтировать!
Найди свое топливо
Заправившись дешевым топливом, не спешите радоваться: замерьте пробег на этом бензине. Вполне может оказаться, что стоимость пройденного расстояния в итоге увеличилась - двигатель восполнил недостающую теплотворность топлива его количеством. Даже заправляясь только на "фирменных" заправках примерно по одной цене, вы можете получить различный расход для двух бензинов, залитых на разных сетевых АЗС. Кстати, это вовсе не обозначает, что один из бензинов намного качественнее. Просто он больше подходит конкретно вашему мотору. Ведь современные виды высокооктанового топлива могут иметь кислородосодержащие присадки, и даже примесь этанола. Эффективное сгорание таких бензинов возможно только при вмешательстве "умного" бортового компьютера, способного распознать это топливо и соответственно изменить настройки двигателя. Поэтому стоит поморочиться и экспериментальным путем определить, на какой из ближайших заправок стоит регулярно заправляться. Отдельная тема - заправка бензином с пониженным или повышенным октановым числом (если, конечно, производитель допускает эксплуатацию на нескольких видах топлива). Определять придется, тоже поэкспериментировав. И, наконец, крамольная мысль: а если не бензин вообще? Современные системы газобаллонного оборудования позволяют, практически не снижая динамики автомобиля и не увеличивая расход, перейти на сжиженный газ. Который, во-первых, дорожает медленнее, чем бензин, а во-вторых, во все времена стоит примерно в два раза дешевле 92-го. Конечно, нужны первоначальные капиталовложения (от $300 до $1000), тем более значительные, чем современнее автомобиль. Но расходы окупаются максимум через полгода. Дизельный мотор, хотя и не позволяет экономить настолько "лихо", как переход на газ (всего лишь около 30%), но имеет свои преимущества, среди которых - больший крутящий момент на низких и средних оборотах.
Фактор главный: человеческий
Как это ни банально, но от стиля вашей езды расход топлива зависит не меньше, чем от технического состояния автомобиля и качества бензина! И кто-то в свое оправдание скажет: "А мне нравится быстрая езда, и я готов за это платить!" За удовольствие от скорости, ощущение полной мощности двигателя - согласен. Но за пропущенный нужный поворот, потерянное в итоге время - стоит ли платить за это? Перед началом движения в городе мысленно «просчитайте» маршрут. И «вдруг внезапно» вспомнится, что съезд с такой-то эстакады перекрыли из-за ремонта, а проезд по другому мосту ограничили. А объехать-то всего ничего! И дорога там меньше загружена… Второй городской "эконом-постулат": движение "зигзагами" не только приводит к неоправданному риску, но и не дает никакого выигрыша во времени. А вот перерасход - пожалуйста. Для того, чтобы согласиться с этим утверждением, спросите себя: сколько раз вы рисковали, опасно "втискиваясь" в соседний ряд, двигавшийся гораздо быстрее вашего? И не всегда ли тут же оказывалось, что как раз та полоса, из которой вы только что уехали, движется быстрее всех? Третий способ экономить в городском цикле - "просчитывать" дорожную ситуацию. Автор этих строк совсем недавно был свидетелем, как трактор озеленительной службы не отставал от легковых авто на протяжении 18 перекрестков! Просто он ехал свои максимальные 35 км/ч, заранее подгадывая момент включения "зеленого" света на перекрестке. И обгонял! А сколько топлива можно сэкономить, двигаясь с равномерной скоростью, без резких ускорений и торможений! Но это в городе. А на трассе? Вспомните, сколько раз случалось, что лихо обошедший вас на большой скорости автомобиль вдруг обнаруживался километров через пятнадцать. Плетущимся в хвосте за преодолевающей затяжной подъем «фурой». Вы-то ехали себе потихоньку и безопасно свои 110, избегая штрафов, экономя топливо и ничем не рискуя! В таких случаях принято ехидненько ухмыляться: «… что, лихач, перегнал?». А теперь припомним, сколько раз было наоборот… Разница между этими двумя стилями вождения может составлять литров эдак пять-восемь на «сотню».
5 мифов экономии
1. При движении с горки нужно выключать передачу.
Данный совет был справедлив лет эдак 30 назад. С появлением ЭПХХ (экономайзера принудительного холостого хода) в карбюраторных системах, а тем более на современных инжекторных моторах при торможении двигателем (коробкой передач) электроника перекрывает подачу топлива, и его расходуется 0! При выключении же передачи расход бензина возобновляется, и экономия заканчивается. Кстати, режим ПХХ очень полезен для мотора - происходит вынос гари и копоти. Поэтому с горки - только на передаче - и экономнее, и полезнее, и лучше с точки зрения безопасности движения!
2. Нужно быстрее переключаться на повышенную передачу.
Наиболее экономичные обороты двигателя - в пределах 2500-3500 об./мин. Это связано с наилучшими условиями вентиляции камеры сгорания (при больших скоростях всасывания в цилиндрах образуются повышенные завихрения, которые лучше перемешивают бензин с воздухом и препятствуют детонации).
При снижении оборотов (до 1500) расход растет, хотя и не на много. Ну, а с падением оборотов ниже 1,5 тыс. потребление бензина вырастает значительно - в смесеобразование начинает вмешиваться система холостого хода, добавляя "лишнее" топливо. К тому же из цилиндров плохо уходят отработанные газы, и свежая смесь сгорает не полностью. Поэтому не особо "затягивайте" с переключением на пониженную передачу.
3. При движении в пробке нужно постоянно глушить двигатель.
Совет справедлив, только если стоять предстоит больше минуты, и вы наверняка это знаете (например, в случае остановки на "длинном" светофоре). Если же глушить и запускать двигатель часто, это наоборот, приведет к перерасходу и повышенному износу мотора. Как и быстрому выходу из строя аккумулятора. Оно вам надо?
4. Разгоняться нужно медленно.
Плавно - да. Но не медленно: длительное движение на низших передачах приведет к перерасходу. Безусловно, в момент ускорения моментальный расход значительно увеличивается, но чем он будет более кратковременным, тем быстрее двигатель выйдет в оптимальный режим работы и снизит потребление бензина.
5. Спойлер (антикрыло) снижает расход.
Ни в коем случае. У него иная задача - лучше прижимать автомобиль к дороге. А делает он это за счет дополнительного сопротивления воздушному потоку (читай: дополнительного расхода топлива). И чем больше площадь и угол наклона спойлера, тем больше он влияет на расход. Если вы не собираетесь преодолевать крутые виражи на трассе с максимально возможной скоростью, от антикрыла в целях экономии лучше отказаться. В крайнем случае "для красоты" выбирайте "нейтральный" спойлер , который не имеет ярко выраженного угла атаки и является только лишь имитацией спортивного аксессуара.
Главные советы
1. Не жмите на педаль газа до упора.
Этим вы переобогащаете смесь. Добавляйте газ с ростом оборотов, "опережая" двигатель педалью максимум на треть. Особенно справедливо для движения на пониженной передаче: если вы на 1500 оборотах вдавите педаль "в пол", не добъетесь ничего, кроме значительного перерасхода.
2. Правильно и вовремя переключайтесь.
Движение как на слишком низких, так и на слишком высоких оборотах приводит к перерасходу. Как уже было сказано, оптимальной скорость вращения коленвала признана в промежутке между 2500 и 3500 оборотами. Нет тахометра - научитесь ориентироваться по звуку мотора.
3. Избегайте больших скоростей.
Сопротивление воздуха растет пропорционально квадрату скорости! Если ваше авто потребляет около 7-8 литров на "сотню" при умеренной скорости, можете не сомневаться: на 180 км/ч его "аппетит" вырастет литров до 16-18!
4. Контролируйте расход приборами.
При движении на трассе лучше всего включить круиз-контроль. В этом случае электроника сама подбирает оптимальные (а значит, более экономичные) режимы работы двигателя. В городских же условиях вовсе не лишним будет включенный показ среднего расхода топлива. Если боротового компьютера на стареньком авто нет, поставьте за 50 гривен вакуумный эконометр, который подходит для любого автомобиля. Иногда одного "косого" взгляда на зашкаливающий показатель расхода бывает достаточно, чтобы Очень дисциплинирует.
"Советы и мифы проверены. Согласен". Сергей Николайчук, участник, технический консультант единственного в Украине эконом-ралли "Шкода Гран-при Украина"
Комфорт бесплатным не бывает. Но...
За удобства мы чаще всего согласны платить. Но иногда оказывается, что отказываться от комфорта вообще нет смысла. Например, расход топлива во время движения малолитражного авто на скорости 120 км/ч со включенным кондиционером и закрытыми окнами составляет около 8 литров. А вот открытые окна при выключенном кондишине "обойдутся" в 10,5 литра. Объясняется феномен просто: включенный кондиционер "тормозит" двигатель меньше, чем аэродинамическое сопротивление открытых окон.
Во всех остальных случаях включенное дополнительное оборудование ведет к перерасходу топлива. Работающая на значительной громкости магнитола, включенный обогреватель заднего стекла, вентилятор отопителя в положении "мах", дальний и ближний свет - все это увеличивает расход. В общей сложности плата за такую нагрузку на генератор может составлять до 15% перерасхода. Но экономить на этом, пожалуй не стоит. Тем более, что данные расходы вполне можно компенсировать, воспользовавшись следующими "маленькими" советами.
1. Ездить в темноте и тишине, при запотевшем заднем стекле - безусловно, глупо. Но вот перевести на трассе заслонку забора воздуха в положение "наружный" вместо включения вентилятора на полную мощность - пусть и незначительная, но экономия как топлива, так и ресурса генератора вместе с мотором отопителя. Какие еще существуют секреты экономии, в общей сложности способные вылиться в значительную цифру?
2. Около одного процента экономии вы получите, подняв давление в шинах (для трассы) на 0,2 "атмосферы". Это, кстати, уменьшит также износ "резины" на больших скоростях.
3. Еще один процент вы сэкономите... выбрав вместо черного цвета автомобиля светлый - он меньше нагревается на солнце, кондиционер и вентилятор "климата" работают с меньшей нагрузкой. И не забывайте о необходимости с целью безопасности включать фары днем на трассе - темный автомобиль плохо заметен на дороге.
4. Если на улице нет дождя - снимите дворники перед дальней поездкой (если они "не прячутся"). Вряд ли это даст больше, чем полпроцента, но все-таки улучшит аэродинамику. Вообще же все аэродинамические "прибамбасы" типа дефлекторов на окнах и "мухобойки" на капоте могут как снизить потребление топлива, так и увеличить его в случае неправильной конфигурации и неграмотной установки.
5. Летом используйте специальные летние шины с пониженным сопротивлением качению. Выигрыш - до 5%!
6. Сделайте ревизию багажника. Перерасход топлива на каждые 50 кг лишнего веса составляет 2%! Помните эту цифру, и снаряжая автомобиль в дорогу, например, на море.
ФАКТОР ПОСЛЕДНИЙ: АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ
Александр Николаенко
|