Контролируйте давление в шинах и заправляйтесь по талонам. Весенний рост цен на топливо в нашей стране уже давно стал национальной традицией. С начала апреля А-95 подорожал с 7,95—7,98 до 8,35 грн./литр, дизтопливо — с 6,90—6,95 до 7,37 грн./литр. Причины изменения ценников на АЗС эксперты рынка каждый раз объясняют по-разному: выборы, посевная кампания/сбор урожая, рост мировых цен и даже их падение (мол, нефтетрейдерам нужно компенсировать неполученную прибыль). Однако ясно одно: что бы ни случилось, горючка будет только дорожать до тех пор, пока человечество не придумает реальную альтернативу нефти.
Ситуация усугубляется еще и тем, что нефтяное топливо в качестве источника заработка рассматривают не только продавцы, но и правительства многих крупных мировых стран, чей опыт с недавнего времени решила перенять и Украина. Так, в странах ЕС в цене бензина и дизеля 60—70% составляет автодорожный сбор, например, в Германии из стоимости одного литра бензина 1,4 евро 80 евроцентов идет в госбюджет. Если новая украинская власть последует этой идее и, как обещал премьер-министр Николай Азаров, в скором времени акцизный сбор на бензин повысят на 54,5% (до ¤170 за тонну), то, по словам директора консалтингового агентства «А-95» Сергея Куюна, в рознице цена А95 может превысить 9 грн./литр.
«Судя по законопроекту, в ближайшее время подорожание составит 30 копеек, а с 1 ноября цену поднимут еще на 30 копеек», — прогнозирует эксперт. А если, помимо сбора на бензин, вырастет акциз и на дизтопливо с существующих 70—95 евро/тонна (в зависимости от содержания серы) до 90—100 евро/тонна, то в рознице его цена может вырасти до 8 грн./литр.
В такой ситуации автомобилистам остается искать пути для экономии. В странах ЕС существует целое автомобильное движение «экодрайверов» — водителей, которые пропагандируют стиль экономичного вождения. Их советы, помноженные на украинскую реальность, мы и использовали для подготовки статьи.
ВЫЧИСЛЯЕМ РАСХОД
Перед тем как начинать поиск резервов для экономии топлива, мы рекомендуем провести самоанализ — проверьте, насколько отличается ваш нынешний реальный расход от паспортных данных. Отметим, что цифры по расходу топлива, которые указываются в руководствах по эксплуатации, получают в ходе испытаний, имеющих мало общего с обычным городским и загородным движением. Определить же, сколько конкретно потребляет автомобиль, можно лишь с помощью прибора-экономайзера. Правда, существует и народный метод — на ровном участке дороги в бак заливают бензин «под горловину», ездят 2—3 часа, после чего возвращаются в исходную точку. Затем с помощью мерной канистры пополняют бак «до упора» и записывают количество залитого бензина. Дальше — чистая арифметика: количество долитого топлива делится на то число километров, которое проехала машина. Таким способом довольно точно можно замерять и городской, и смешанный режим. Аналогично определится и расход по трассе, вот только достаточно заправить перед выездом полный бак и ехать до того момента, пока не загорится лампочка.
Стоит отметить, что расход сильно зависит от качества топлива. Так, заправившись подешевле, замерьте пробег на этом бензине — может оказаться, что стоимость пройденного расстояния в итоге увеличилась, поскольку менее качественный бензин отдает при сгорании меньше энергии. Интересно, что если у вас карбюраторный мотор, то даже заправляясь только на фирменных заправках примерно по одной цене, можно получить различные цифры расхода. Причем это вовсе не обозначает, что один из бензинов намного качественнее. Просто он больше подходит конкретно вашему мотору. Ведь современные виды высокооктанового топлива могут иметь кислородосодержащие присадки и даже примесь этанола, а правильное сгорание таких бензинов возможно только при вмешательстве бортового компьютера, который, в зависимости от ситуации, регулирует топливо-воздушную смесь. Подчеркнем, что в современный инжекторный двигатель необходимо лить лишь высококачественное топливо, потому как экономия 20—30 копеек на литре впоследствии может привести к многотысячному ремонту топливной аппаратуры, которая практически моментально гибнет от бодяги с повышенным содержанием серы и бензолов.
СЛЕДИТЕ ЗА ТЕХСОСТОЯНИЕМ
Экономить топливо на неисправном автомобиле — занятие бесполезное. Существует целый ряд технических нюансов, которые водителями не ощущаются либо воспринимаются как несущественные, однако практически любая мелочь в техническом состоянии автомобиля, например, незамененные своевременно свечи, влияет на повышение расхода минимум на 10% или 1 литр на 100 км. Соответственно, когда таких «мелочей» собирается критическая масса, аппетит легкового автомобиля может сравниться с малотоннажным грузовиком, не говоря уже о таких факторах, как снижение надежности автомобиля и его безопасности.
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ. Двигатель рассчитан на работу при температуре, точно рассчитанной конструкторами. Однако часто из-за неисправностей, например, если не закрывается термостат или забит радиатор, температура пусть и незначительно, но отличается от оптимальной. Результат — расход растет на 10—15%. Отдельно стоит отметить езду на непрогретом двигателе — в таком режиме топлива тратится на 20—25% больше, соответственно, начинать движение стоит на пониженных передачах и невысокой скорости (до 50 км/час), ускоряясь лишь после достижения мотором рабочей температуры.
ДВИГАТЕЛЬ. Повышенный износ цилиндропоршневой группы увеличивает расход на 10%, кривошипно-шатунного механизма — еще на 10%. Износ механизма газораспределения, а также неотрегулированные зазоры клапанов (на автомобилях без гидрокомпенсаторов) — до 20%. Сюда стоит добавить и мелочь, про которую часто забывают — несвоевременная замена воздушного фильтра увеличивает расход на 10%. Упомянем и про топливную систему: проблемы с карбюратором/инжектором и бензонасосом могут повысить потребление топлива наполовину.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ. Перетянутые подшипники ступиц колес (плохой накат) сразу добавляют к расходу топлива минимум 15%, а неотрегулированный сход-развал — еще 10%. Правда, при езде с такими неисправностями к расходу на бензин можно добавить и затраты на замену шин (с неисправной ходовой происходит повышенный износ). Добавим, что стоит следить и за давлением колес — слишком низкое увеличивает потребление горючего на 10—20%.
ТЮНИНГ. Дополнительный багажник на внешних узлах крепления, «мухобойки» на капоте, антикрылья и спойлеры, «ветровики» на боковых стеклах либо просто открытые форточки — все это влияет на потребление топлива от 5 до 40%: чем выше скорость, тем серьезнее растет расход бензина либо дизеля.
ШЕСТЬ СОВЕТОВ, КАК НАУЧИТЬСЯ ЕЗДИТЬ ДЕШЕВЛЕ
Итак, ваш автомобиль находится в технически идеальном состоянии и это уже дало снижение расхода до заводской нормы (либо он новый) — самое время пересмотреть свой стиль вождения для достижения еще большего эффекта. Кстати, в странах ЕС и США регулярно устраивают экоралли, участники которых ставят цель проехать не быстрее, а дешевле. В Украине такого рода соревнования также организовывают, но достаточно редко и только для дальнобойщиков (для этой категории водителей экономия на топливе является хорошей прибавкой к зарплате).
1. ПРОВЕРЬТЕ БАГАЖНИК
Лишний груз увеличивает массу автомобиля, а чем тяжелее транспортное средство, тем больше топлива оно потребляет. Автомобильные производители подсчитали, что перерасход топлива на каждые 50 кг лишнего веса составляет 5%! В багажных отсеках многих автолюбителей находится столько всего, что хватит для оснащения мини-СТО: запчасти, инструменты, коробки, макулатура, а некоторые еще и хранят там набор из нескольких запасных колес (хранить дома жена не разрешает). Весь этот набор автолюбителя лучше хранить в гараже, а если собственного нет, с кем-то договориться или арендовать место.
2. СТАРТУЙТЕ ПЛАВНО
Даже если вы немного прогрели двигатель перед началом поездки, начинайте движение на небольших оборотах, а когда автомобиль «раскочегарится», нажимайте на педаль газа очень плавно, чтобы не переобогащать смесь. Добавляйте газ с ростом оборотов, «опережая» двигатель педалью максимум на треть рабочего хода. Особенно это утверждение справедливо для движения на пониженной передаче: если вы на 1500 оборотах вдавите педаль «в пол», не добьетесь ничего, кроме значительного перерасхода.
3. ПЕРЕКЛЮЧАЙТЕСЬ ПРАВИЛЬНО
Движение как на слишком низких, так и на слишком высоких оборотах приводит к перерасходу. Как уже было сказано, оптимальным является режим, при котором скорость вращения коленвала находится в промежутке между 2500 и 3500 оборотами (существуют двигатели с другими настройками — подберите экономичный режим экспериментальным методом). Если автомобиль не оборудован тахометром, учитесь ориентироваться по звуку двигателя, либо установите бортовой компьютер (около 1 тыс. грн.), который и обороты показывает, и мгновенный расход топлива высчитывает.
4. СНИЖАЙТЕ СКОРОСТЬ
По законам физики, сопротивление воздуха растет пропорционально квадрату скорости! То есть, если автомобиль потребляет около 7—8 литров на 100 км при умеренной скорости около 80 км в час, то на скорости 100 км в час, его аппетит вырастет уже до 9—9,5 литров, а при 180 км/ч он уже будет «кушать» как небольшой грузовик — 16—18 литров на сотню.
5. ВЫКЛЮЧАЙТЕ ЛИШНЕЕ
Включенный ближний свет днем приводит к перерасходу топлива на 5—7%, то же самое касается и включенной на полную мощность музыки. Аналогично повышенную нагрузку на генератор и, как следствие, повышенный расход топлива вызывают электроподогревы сидений и стекол, а также неоправданно включенная печка.
6. ЗАКРЫВАЙТЕ ОКНА
Расход топлива во время движения малолитражного авто на скорости 110 км/ч с включенным кондиционером и закрытыми окнами составляет около 8 литров. А вот открытые окна при выключенном кондишине обойдутся в 10,5 литра. Объясняется феномен просто: включенный кондиционер «тормозит» двигатель меньше, чем аэродинамическое сопротивление открытых окон.
ШЕСТЬ ПРИЗНАКОВ НЕЭКОНОМНОГО ВОДИТЕЛЯ
1. «Летает» по городу на высокой скорости. Помимо того что в таком режиме расходуется в 0,5—1,5 раза больше топлива, так еще и растет нагрузка на ходовую часть, шины и тормозную систему
2. Включает очень громко музыку и ездит с включенными фарами днем. В таком режиме нагрузка на генератор растет в 1,5—2 раза, что сказывает на росте потребления топлива на 10—15%
3. Ездит на автомобиле с багажником и грузом. Каждые 50 кг дополнительного веса приводят к увеличению расхода на 3—5%
4. Часто ездит на пониженных передачах (по пробкам). Расход в режиме «старт-стоп» растет по сравнению с обычной городской ездой в 1,5—2 раза
5. Ленится ходить пешком. Многие ездят на авто даже в магазин, который находится за 500—1000 метров, но езда на короткие расстояния потребляет на 10—15% топлива больше
6. Не обращает внимания на мелкие неисправности. Езда на не до конца исправном автомобиле приводит к перерасходу от 5 до 100%
САМ СЕБЕ ЛОГИСТ Перед началом движения в городе мысленно «просчитайте» маршрут. И если вдруг вспомнится, что съезд с моста перекрыли из-за ремонта, а проезд на проспекте ограничили, сразу же планируйте пути для объезда сложных улиц. Кстати, для этой цели существует множество электронных помощников — есть смысл приобрести GPS-навигатор, который и маршрут укажет, и о пробках и ремонте дороги предупредит (от 800 до 6 тыс. грн.) либо современный смартфон с аналогичными функциями.
Еще один способ экономить в городском цикле — двигаться медленно, но постоянно «просчитывая» дорожную ситуацию. Например, если через 700—800 метров находится светофор, на котором сейчас горит «красный», можете смело убирать ногу с педали газа и ехать накатом — как раз к «зеленому» и докатитесь, после чего достаточно лишь включить вторую передачу и ехать без паузы (старт с места всегда съедает лишнее топливо). Также много экономится и при спуске с горки — аналогично можно докатиться до конца спуска с расходом 0 литров на 100 км. Кстати, таким способом, помимо экономии топлива, еще и снижается нагрузка на тормозную систему. Однако учтите, что катиться нужно с включенной передачей — на нейтралке расход выше, плюс, в случае внезапного возникновения препятствия, у вас остается возможность быстро его объехать. В идеале у вас должен выработаться новый стиль вождения: разгон до 80 км в час, езда накатом до тех пор, пока скорость не упадет до 70 км в час, после чего вновь следует разгон. Кстати, такая езда позволяет не превышать в городе скорость.
ПОКУПАЕМ ТОПЛИВО ОПТОМ
Хороший способ экономить — заправляться дешевле, то есть перейти на безналичный расчет, протягивая заправщику вместо денег топливную карту либо заправочные талоны.
«В периоды роста цен на топливо, как сейчас, покупка топливных талонов является довольно неплохой инвестицией, — говорит директор консалтинговой компании «А95» Сергей Куюн, — я даже знаю бабушек, которые перед повышением цен тратили последние накопления, а потом отбивали затраты и неплохо на этом зарабатывали». Идея звучит действительно неплохо: купив талонов на 600 литров сейчас за 4800 грн., можно заправляться до конца лета по нынешней цене. Однако, обзвонив офисы крупнейших автозаправочных сетей под видом клиентов, мы выяснили, что программы продажи талонов сейчас у большинства заморожены либо отсутствуют. Но 2—3 сети такие талоны продать согласились и даже предложили скидки в размере 10—15 копеек на каждом литре. «Но я не советую покупать талоны с рук, — говорит Сергей Куюн, — в прошлом году было много случаев, когда их подделывали».
А вот приобрести топливную карту можно в офисе практически любой топливной компании. В большинстве компаний нам предложили скидки в размере 8—10 копеек на литре (при внесении депозита от 150 грн.), причем многие карты — с накопительной системой скидок. Смущает только то, что за выпуск карты нужно заплатить порядка 50 грн. (в случае с талонами оплачивается лишь цена топлива). Однако есть и много преимуществ. Так, в случае утери карту можно заблокировать (по талонам может заправиться любой человек), некоторые карты работают и за границей, причем при заправке за рубежом можно вернуть иностранный НДС.
СКОЛЬКО МОЖНО НЕ ПОТРАТИТЬ
Один из основателей движения «экодрайвинга» швед Карл Йоханссон отмечает, что точно подсчитать, сколько конкретно денег можно сэкономить, используя приемы экономичного вождения, нельзя. «Мы даем лишь общие принципы, а каждый водитель адаптирует советы под себя и свою ситуацию — плюсовать все возможные факторы нельзя. Но, по нашим подсчетам, аккуратный и педантичный водитель тратит на топливо денег примерно на 15—25% меньше, чем «лихач», — говорит эксперт. То есть, если человек тратит в месяц 100 л бензина, то при цене 8 грн. за литр он может сэкономить до 100—200 грн. или 1200—2400 в год. Однако если правительство введет на топливо повышенный акциз, то при цене 9 грн. за литр можно не потратить 150—250 грн. или 1700—2800 грн. Добавим, что, помимо затрат на топливо, при аккуратной езде снижаются и затраты на обслуживание авто, а это — еще 1—2 тыс. грн. Сумма за год — около 4—5,5 тыс. или месячный доход обычного украинского автомобилиста, а от 13-й зарплаты ведь никто не отказывается.
Владислав Бовсуновский
|