01:00 Выбор тормозных колодок: фактор температуры. |
Не будет новостью ни для кого, что тормозная система преобразует кинетическую энергию движения автомобиля в тепловую. Если проще – в результате трения тормозные диски-колодки выделяется определенная порция тепла, которая рассеивается а атмосфере. Таким обраом, температура – неотьемлемый спутник процесса замедления транспортного средства. Поэтому, если вам не все равно, как будет тормозить ваш автомобиль – то кое-что стоит знать о температуре. Близкое знакомство с темой влияния температур на процесс торможеня нам обеспечили специалисты Центра Тормозных Компонентов Tormozi.ua. Часто, рекламируя те или иные тормозные колодки, продавцы и производители говорят «выдерживают до Х градусов Цельсия». О чем идет речь в данном случае и как относиться к этой информации? В большей степени, это важный параметр для любителей активной уличной езды и любительского спорта. Потому что привычные для всех органические колодки, в вопросе температурном, очень схожи. Обычно, такой состав вполне неплохо справляется с нагрузками в пределах 350-400 градусов Цельсия. Поэтому никто не вникает, какой порог у колодок, например, Ferodo или Road House. Однако, четких требований здесь нет, и на практике эти пределы могут отличаться. Например, некоторые производители бюджетных тормозных колодок увеличивают долю органических смол в составе, что снижает граничный температурный порог таких накладок до 280-250 градусов Цельсия. И если вы считаете, что 250 градусов – это где-то очень далеко, то поверьте: затяжное торможеение на длинном спуске при скорости, например, 80 км – за пару минут легко доведет ваши тормоза до граничного предела. Или же еще проще: на ровном участке разгонитесь до 60 км/ч, затем – резкое торможение. Три таких цикла «разгон-торможение» - и вы узе у черты 300 С. Но, если вы любитель спокойной езды, то с оригинальными колодками (или их качественными заменителями) вам ничего не грозит. Помимо знакомой всем органики рынок сегодня предлагает также керамические тормозные колодки, а также – органические, но усиленные. Часто, из-за отсутствия внятной информации, автолюбители путают эти типы, придавая им несуществующие свойства. В том числе, температурные. Вкратце, мы бы разделили все колодки на три группы: I. Гражданские тормозные колодки. К ним причислим оригинальные, а также заменители оригинала. Это омологированные запчасти – то есть такие, что пригодны для повседневной езды)- Температурный диапазон 0-350 СЭто ОЕ качество, Ferodo, TRW, ATE и т.п. II. Высокоэффективные колодки (сюда ж включаем керамические тормозные колодки). Омологированные – то есть такие, что пригодны для повседневной езды, но с усиленным составом. - Температурный диапазон – 0-600 СЭто – Power Stop, EBC Green stuff, Ferodo DS2000, Power Friction и т.д. III. Спортивные тормозные колодки (не имеющие омологации – то есть, запрещенные к применению на дорогах общего пользования)Это EBC Blue stuff, Ferodo DS2500, Hawk DTC и т.п.Иногда возникает вопрос на тему нижнего порога – «0». Речь идет об условном «нуле», подразумевающем любое холодное состояние тормозных компонентов. Колодки из первой и второй группы не требуют прогрева и эффективны от «холодных» тормозов.Спортивные же тормозные колодки из третьей группы – нуждаются в прогреве в обязательном порядке. Такие тормоза эксплуатировать в повседневном цикле нельзя. Коэффициент трения-температура. Влияние температуры на эффективность торможения трудно переоценить. Коэффициент трения тормозных колодок обычно прочно подвязан к температуре пары диск-колодка. Здесь можно привести пример с двигателем авто: крутящий момент всегда указывается в заависимости от оборотов коленчатого вала. Также коэффициент трения тормозных колодок должен быть в идеале представлен в виде кривой, которая берет начало в нуле, затем стремительно растет с нагревом тормозной системы, показывает плато и начинает стремительно ниспадать после 300-350 градусов Цельсия. Вот именно после этих предельных «300-350» тормозной путь автомобиля начнет стремительно расти. Что происходит в этот момент в паре трения «тормозной диск-колодка»? Органические компоненты начинают гореть и выделяться в виде газа. Газ же, в свою очередь, создает «подушку» между поверхностей пары трения, снижая их сцепление. Следствие – описано выше. В международной практике это явление получило название «fade friction» - исчезающие тормоза.Широкий температурный «коридор» - еще не показатель эффективности. Во всем температурном диапазоне коэффициент трения не стабилен, и демоннстрирует отклонения от среднего показателя, и это нормально. Вопрос в том, что у некоторых производителей это кривая может показывать очень резкие пики. На примере ниже – колодки Black показывают самое нестабильное поведение. Залогом же качественного торможения – есть стабильный коэффициент. Это называется – информативность торможения. И несколько слов о температуре, как о факторе взаимодействия тормозной колодки и тормозного диска.Еще одна «неновость» за сегодня – тормозные диски нагреваются и перегреваются. И обычно, в таких случаях, первое желание – рубануть с плеча, послав за горизонт существующего производителя тормозны дисков, и инициировав поиски нового. Однако, есть один немаловажный фактор, который не всегда учитывают автолюбители: источником опасных температурных напряжений для диска могут выступать колодки.Чугун, как основной материал для изготовления тормозных дисков, на самом деле, не боится нагрева до высоких температур (как принято считать в среде автовладельцев). Чугун тяжело переносит неравномерный нагрев, перепады температур. И вот, решив усилить свои тормоза, однажды вы решаете установить высокоэффективные колодки, с высоким содержанием стали, оксидов железа и им поодобных. Недостаток стали – низкая теплопроводность. Это значит, что такая колодка будет аккумулировать тепло в точке контакты с дисков, плохо отводя его и не рассеивая по своей массе.Противовес этому – качественные керамические тормозные колодки, в которых черные металлы заменены мягкими, типа меди и бронзы. При том, что это удорожает колодки – это уменьшает термическую нагрузку на диск, давая ему больше жизненного пространства. Трудно назвать это ключевым фактором в перегреве дисков, но влияющим в том числе – очень даже. |
|
Всего комментариев: 0 | |