Общие сведения * Для смазывания агрегатов автомобилей, содержащих зубчатые передачи —
цилиндрические, конические, червячные, спирально-конические, гипоидные и пр.,
применяются специальные трансмиссионные масла.
* В зубчатых передачах удельные нагрузки на зубья (в точках контакта) достигают 2000
МПа (200 кг/мм2), а в гипоидных могут превышать 3000 МПа (300 кг/мм2). Для
сравнения заметим, что давление между контактирующими деталями двигателей в
десятки раз меньше. При этом масло в агрегатах трансмиссии разогревается при работе
автомобиля до 100 — 150° С, а в зонах контактов зубьев до 300° С. С другой стороны,
ясно, что при низких температурах трансмиссионное масло должно быть готовым
смазывать контактирующие поверхности зубьев немедленно с момента начала
движения. Поэтому к трансмиссионным маслам предъявляется широкий спектр
эксплуатационных требований. Для автолюбителей же представляют интерес
основные обобщенные показатели качества масла, в целом определяющие
долговечность трансмиссионных агрегатов, удобство эксплуатации при приемлемых
затратах.
Характеристики
* Во-первых, это комплекс противоизносных и противозадирных свойств.
Противоизностные качества масла характеризуют его смазывающую способность и
обеспечивают минимальные износы контактирующих поверхностей;
противозадирные свойства предотвращают задирание и сваривание поверхностей в
точках контакта. Безусловным условием хороших противоизностных и
противозадирных свойств является способность масла образовывать на поверхности
деталей сверхпрочную пленку. Эти свойства масла определяют его уровень качества.
* Во-вторых, как и для моторных масел, важнейшими являются
вязкостно-температурные свойства.
* Классификация и маркировка трансмиссионных масел, как и моторных,
основывается на обобщенных показателях качества и вязкости. За рубежом для
трансмиссионных масел используются системы классификации API и SAE.
Качество
* Классификация по качеству учитывает конструктивные особенности агрегатов
трансмиссий, нагруженность и специфику работы зубчатых передач. Система API
включает шесть групп качества масел. Чем больше число после букв, тем выше
качество и, соответственно, гарантия долговечной работы агрегатов трансмиссии.
Масла GL-5 и GL-6 составляют группу универсальных трансмиссионных масел,
которые используются в главных передачах, коробках передач, раздаточных коробках.
Масла этих групп качества допущены к использованию в армиях США и НАТО.
* Трансмиссионные масла выпускают на синтетической (100%), полусинтетической и
минеральной основах.
Вязкость
* Классификация трансмиссионных масел по вязкости в системе SAE включает шесть
классов. Для первых трех классов, имеющих индекс W (зимнее), нормируются
требования к вязкостным свойствам при низких температурах. Для остальных классов
установлены предельные значения вязкости при температуре масла 99°С.
Маркировка
* Масла SAE 75W, SAE 80W и SAE 84W являются зимними; масла SAE 90, SAE140 —
летние; SAE 250 — тропическое и для особо тяжелых условий работы. Всесезонные
масла имеют маркировку: SAE 80W-90; SAE 80W-140; SAE 85W-140. Масла с
повышенными противозадирными свойствами в маркировке после числовых
значений имеют индексы ЕР или HD.
* Трансмиссионные масла для автоматических коробок передач не имеют своей
классификации по API. Их уровни качества и вязкостные свойства часто описывают
по системам ведущих автомобильных фирм, например, General Motor• и FORD. Для
автомобилей, предназначенных для Европейского рынка, как правило, рекомендуются
масла с обозначением «Dexron».
* На этикетке трансмиссионного масла указывается:
1. Название фирмы-изготовителя.
2. Марка масла (наименование масла).
3. Группа качества по классификации API (GL-1 — GL-5).
4. Маркировка по SAE.
5. Основа масла: синтетическое, полусинтетическое, минеральное.
6. Номер или индекс партии масла.
7. Дата изготовления.
Например: CASTROL, TAF-X, GL-5, 75W-90, №753418531.01.1998.
Выбор импортного трансмиссионного масла
* Прежде всего руководствуйтесь инструкцией по эксплуатации, в которой для вашего
автомобиля могут быть рекомендованы конкретные марки трансмиссионных масел.
* Если по тем или иным причинам вам предстоит самим решить, какое масло
использовать, руководствуйтесь следующим. Для иномарок выпуска 1984—90-х годов
с гипоидными передачами следует применять фирменные масла групп GL-4, GL-5; для
машин выпуска до 1984 года подойдут и лицензионные масла группы GL-4. Если
коробка передач и главная передача автомобиля выпуска 80-х годов состоит из
цилиндрических шестерен (например, переднеприводных автомобилей с поперечным
расположением двигателя), то можно остановиться на маслах группы GL-4 или
лицензионных маслах групп GL-4, GL-5.
* Выбор импортного масла по основе целиком зависит от выделенных на покупку
средств. Конечно, синтетика — это наилучший выбор во всех случаях, но роскошь.
Полусинтетическое масло для автомобиля выпуска 90-х годов наиболее удачный
компромисс между ценой и качеством.
* Современные трансмиссионные масла на минеральной основе могут находиться в
картерах агрегатов без замены 20—60 тысяч километров. Долговечность
синтетических и полусинтетических масел в 2—2,5 раза больше. Периодичность
замены трансмиссионного масла существенно зависит от конструкции агрегата.
* В номенклатуре трансмиссионных масел имеются масла, разработанные специально
по заказам ведущих автомобилестроительных фирм. В них учтена специфика
конструкции агрегатов и технологии производства зубчатых колес.
* Покупка трансмиссионного масла сопряжена с теми же проблемами, что и покупка
моторного масла. Поэтому, данные выше рекомендации и для этого случая остаются в
силе.
ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА СНГ
Вязкость
* Трансмиссионные масла производства СНГ классифицируются стандартом ГОСТ
17479.2-85. По вязкости введено четыре класса.
Качество
* По эксплуатационным свойствам в ГОСТе установлено пять групп.
Маркировка
* Обозначение трансмиссионных масел СНГ включает буквенный индекс ТМ —
масло трансмиссионное, следующая за ним цифра — группа масла по
эксплуатационным свойствам и последняя цифра — класс вязкости. Например,
ТМ-5-18 — масло трансмиссионное, 5-й группы по эксплуатационным свойствам,
класс вязкости 18. Популярное трансмиссионное масло ТАД-17И в соответствии с
ГОСТ 17479.2-85 обозначается ТМ-5-18.
ПЛАСТИЧЕСКИЕ СМАЗКИ
* Автомобилисты выбирают пластические смазки, как правило, целевым образом, т.е.
для конкретного узла и условий работы. Этим обобщенно учитываются следующие
свойства смазок и условия их работы в узле: вязкость, водостойкость, температурный
диапазон применение, прочность, противозадирные свойства, несущая способность
смазывающей пленки, удельные давления сопрягаемых деталей и т.п.
* Выбор смазок выполняйте в соответствии с инструкцией по эксплуатации
автомобиля.
* Необходимо отметить, что при герметичности сред-ненагруженного узла трения
современные пластические смазки имеют очень большие ресурсы 100—200 тыс. км. К
таким узлам относятся шарниры подвески, рулевого управления. Смазка в ступицах
колес требует сравнительно частого обновления, раз в два-три года. Полезно с такой
периодичностью обновлять пластические смазки и в других доступных узлах трения.
* При замене смазок в узлах автомобиля надо иметь в виду, что смазки одинакового
назначения, но различных марок могут быть несовместимы. Поэтому при первом
обслуживании подержанного автомобиля целесообразно удалить всю старую смазку и
при возможности промыть узел.