Купить качественные динамики, автомагнитолу, усилитель - это еще не все. Уметь ими воспользоваться, правильно установить и настроить - гораздо важнее. В конечном счете именно правильная установка и настройка определяют 60% качества звучания. Вообще говоря, эта тема очень широкая. И настройка звука в автомобиле существенно отличается от настройки домашней аудиоаппаратуры: она больше походит на работу звукорежиссера в студии или на концерте. Сегодня мы коснемся вопроса оснащенности головных устройств. Ведь не секрет, что за последние несколько лет оборудование современных головных устройств различными приборами настройки звука, даже бюджетного класса, существенно выросло.
Мы за них платим деньги, но, не понимая назначения, не используем, а ведь они могли бы существенно помочь нам в получении качественного звука и даже повысить надежность работы аудиокомплекса в целом. Следует оговориться. Сегодня мы не будем рассматривать все существующие приборы, поскольку их слишком много. Более того, большинство схем сходны по функциональности и различаются только названиями. Наша задача - дать базупонятий, на которых строятся все остальные схемы обработки звука. Также заметим, что эта статья предназначена для людей, не знакомых с радиотехникой и имеющих поверхностное представление о ней. Хотя, возможно, и профессионалы найдут здесь что-нибудь интересное. Итак, приступим.
Для начала определимся, что мы понимаем под правильно выстроенным звуковым трактом. Это когда вы берете эталонно записанный носитель аудиозаписи, включаете его и, пользуясь только ручкой громкости, получаете максимально качественное звучание, при этом все другие регулировки звука установлены в нулевое положение. Добиться такого звучания, да еще в автомобиле, салон которого изначально мало приспособлен для качественного прослушивания музыки, практически невозможно.
Поэтому - это виртуальное понятие, но к нему необходимо стремиться. Причин, препятствующих изначально линейному тракту, множество. Выделим основные: несовершенство самой электроники, акустических систем и нелинейные звуковые характеристики салона автомобиля. Чтобы поправить положение дел, еще на заре развития звукотехники конструкторами был разработан ряд специальных схем, которые среди профессионалов часто называют улучшайзерами.
СХЕМА ТОНКОМПЕНСАЦИИ (LOUDNESS).
Сегодня трудно встретить головное устройство, в котором бы отсутствовала данная схема. Изначально она была разработана для коррекции звучания под особенности восприятия человеческим ухом низких частот. На небольшой громкости низкие частоты мы слышим хуже, чем на большой, поэтому задача схемы - компенсировать этот недостаток. Современные схемы тонкомпенсации более развиты и дополнительно учитывают нелинейность восприятия человеком высоких частот. Данные схемы имеют только один режим управления - включить/ выключить, - однако работают весьмаэффективно, поэтому их наиболее часто используют автолюбители.
СХЕМА ПОДЪЕМА БАСА.
У этой схемы самое большое количество названий. Можно встретить Mega Bass, X-Bass, Bass Power и другие. Различия могут заключаться только в частоте настройки фильтра и уровне подъема баса, но суть от этого не меняется - увеличить отдачу звука акустических систем на низких частотах. Следует предупредить, что злоупотребление данной схемой - основная причина выхода из строя динамиков, особенно малоразмерных (диаметром до 13 см). Многие из них просто не способны воспроизводить частоты ниже 100 Гц, и, когда вы принудительно заставляете их это делать, ломаются.
ТЕМБРОБЛОК ИЛИ ЭКВАЛАЙЗЕР?
Хотите блеснуть эрудицией? Спросите у своих знакомых: чем отличается темброблок от эквалайзера? Как показывает мой опыт, что такое эквалайзер, многие представляют, а вот что такое темброблок - не знает никто. На самом деле они не отличаются. Просто кем-то было придумано, что двух- или трехполосные эквалайзеры следует называть темброблоком, а многополосные (от 5 полос регулировки и выше) -эквалайзером. При этом логика в различии названий есть, поскольку двухполосный эквалайзер (регулировка низких и высоких частот) годится только для коррекции неточности записи или регулировки тембра звучания. Например, включаете один компакт-диск- много высоких частот: регулятором ВЧ немного убрали, подкорректировали, включаете другой - мало баса, прибавили регулятором НЧ.
Другое дело многополосный эквалайзер. Благодаря большому количеству полос (частот) регулировки он позволяет корректировать весь частотный тракт и эффективно устранять неточности тонального баланса. Чем больше полос эквалайзера (минимально приемлемым считается 7-полосный), тем легче точно настроить тональный баланс. Обычно его установки делаются раз и навсегда. Кстати, многие производители, особенно в дорогих моделях головных устройств, используют обе схемы. Одна легко доступна с кнопок управления для коррекции тембра записи, а вторая -многополосный эквалайзер - спрятана где-нибудь в меню. Поэтому внимательно изучите инструкцию: возможно, вы еще и не знаете о его существовании.
ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ ЭКВАЛАЙЗЕР.
Этот тип эквалайзеров пришел в car audio из студийной техники, где весьма широко распространен. В отличие от "графических" (так еще называют многополосные эквалайзеры), они позволяют регулировать сразу три параметра: уровень сигнала, частоту и добротность настройки фильтра. Последние двапараметра придают этим эквалайзерам особую ценность. И вот почему: как правило, после установки акустики проблемы в тональном балансе возникают не во всем диапазоне частот, а в каких-то узких (локальных) диапазонах. Так вот, параметрический эквалайзер, благодаря возможности настроиться на частоту и установить требуемую полосу пропускания, позволяет максимально качественно и точно корректировать частотную характеристику именно в проблемном диапазоне.
Например, вы установили компонентные динамики и после прослушивания обнаружили, что в целом все играет хорошо, но вокал звучит немного визгливо и резко. Профессионалы воспользовались бы очень точным и проверенным способом: ставите тестовый диск, спектроанализатор и замеряете. Когда приборы отсутствуют, отчаиваться не стоит. Если вы слышите это искажение тонального баланса, то вполне сможете определиться с его местоположением.
Если проблемы возникают на вокале, значит, поиск должен быть в районе средних частот. Включите ту музыкальную композицию, на которой данное искажение проявляется максимально четко. Установите уровень усиления сигнала и добротности на минимум и, изменяя частоту настройки фильтра, найдите то положение, при котором данный эффект пропадет или будет минимально заметен. Нашли? Затем, увеличивая добротность и уровень подавления сигнала, добивайтесь максимально корректного звучания. Думаю, это не сложно.Правда, делать это удобно с параметрическим эквалайзером, у которого предусмотрена плавная настройка частоты и добротности.В автомобильных головных устройствах предусматривается только дискретная (ступенчатая) регулировка этих параметров, что не всегда позволяет точно устранить помеху. И все же попробовать стоит.
КРОССОВЕР.
На это устройство хочется особо обратить ваше внимание, но для начала определим, что такое кроссовер. Под ним понимают устройство, содержащее один или несколько фильтров, делящих частотный спектр поступающего сигнала на различные диапазоны. Фильтры, которые пропускают высокие частоты и подавляют низкие, называются фильтрами высокой частоты (ФВЧ), если пропускают низкие и подавляют высокие-фильтрами низкой частоты (ФНЧ) и, наконец, фильтры, пропускающие узкий диапазон частот, подавляя на его краях высокие и низкие частоты, называются полосовыми (ПФ).Кроссоверы бывают пассивными и активными. Пассивный кроссовер ставится на выходе усилителя мощности - его вы всегда увидите в комплекте поставки компонентных динамиков. А активный устанавливается перед усилителем мощности, но в автомобильных усилителях они уже встроены и являются их частью.
Используемые в головных устройствах фильтры по большому счету весьма просты. Как правило, они имеют второй порядок (12 дБ/окт.), а установка частоты среза (частота, на которой начинается эффективное подавление) производится дискретно. В зависимости от фирмы-производителя и класса головного устройства таких частот установки может быть от 1 до 7 в диапазоне от 50 до 200 Гц. Однако, несмотря на такую простоту, эти кроссоверы могут сослужить вам хорошую службу, особенно если в установленной аудиосистеме отсутствует усилитель мощности.
Рассмотрим стандартный случай установки аудиоаппаратуры на примере автомобиля ВАЗ-2110. Итак, имеем: головное устройство (допустим, CD-ресивер), к которому подключены на фронтальные выходы, установленные в штатных местах, коаксиальные или компонентные динамики (типоразмер 13 см), а к тыловому каналу - врезанные в заднюю полку большеразмерные коаксиальные динамики (например, типоразмера 6х9 дюймов). Это, по сути, случай из жизни, поскольку у моего знакомого именно в таком автомобиле стоял подобный комплект. Думаю, и у вас немало таких знакомых.
Хозяин автомобиля предпочитал включить звук погромче, особенно когда играет любимая песня. Однако на большой громкости динамики начинали хрипеть, издавая хлопающие звуки, и общее звучание получалось похожим на шум, из которого доносилась знакомая мелодия. Надо добавить, что хозяин автомобиля еще любитель клубной музыки и хорошего баса, поэтому старался выжать "низы" из динамиков всеми доступными способами. В общем, хрипели динамики недолго и через месяц приказали долго жить. Мой знакомый, решив, что в магазине ему продали "неправильный мед", пошел ссориться с продавцами. Однако после недолгой перепалки купил у них же другие, но более мощные. Динамики действительно оказались мощными, поскольку, в отличие от первых (до того, как я перестроил звук), проработали в таком экстремальном режиме полгода.
Так в чем ошибка и почему горят динамики? На самом деле все очень банально. Следует раз и навсегда запомнить, что, какие бы высокие технические характеристики ни указывали производители на своих изделиях, реально подавляющее большинство малоразмерных динамиков (диаметром до 13 см) воспроизводить частоты ниже 100-80 Гц не могут. Если на них подать низкие частоты, то даже на незначительной громкости амплитуда хода диффузора будет настолько большой, что подвесная система не выдержит и сломается. Чтобы этого избежать, надо ограничить поступление низких частот на динамик. А как раз с этим встроенный в головное устройство кроссовер с фильтром ВЧ прекрасно справляется.
Что сделал я? Просто включил на фронтальные каналы ФВЧ (благо, он там был, но приятель этого даже не знал) с частотой среза 80 Гц, а тыловые динамики оставил работать, как есть -в широкополосном режиме. Ведь большеразмерные динамики для того и сделаны большими, чтобы басить.
В результате баса не стало меньше, а динамики чувствуют себя намного комфортнее и даже звучат ощутимо громче. Теперь искажения звука слышны только на максимальной громкости, но это уже вина не динамиков, а встроенного в головное устройство усилителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В головных устройствах есть еще масса различных схем настройки звука с экзотическими названиями, но об основных устройствах мы вам поведали. В заключение хотелось бы дать некоторые советы. Во-первых, если включаете любую схему "улучшайзера", и в динамиках слышны искажения, немедленно ее выключите: она не плохая, а просто не подходит для вашей системы. Во-вторых, никогда не производите настройки звука на большой громкости: можно повредить динамики. В-третьих, не пытайтесь получить мощный бас там, где его не может быть. Любителям "басовитых" звуковых систем, чтобы чувствовать себя комфортно, лучше купить отдельный сабвуфер - пользы будет больше. В-четвертых, не доверяйте настройку звука людям мало компетентным. И последнее - не бойтесь экспериментировать. Пробуйте, ищите, ибо никто, кроме вас, не знает, как должна звучать ваша аудиосистема.