Недавно Национальный Банк Украины ограничил максимальную сумму расчетов наличными в течение суток. Это изменило правила игры и на рынке автомобилей.
Суть нововведения в том, что теперь ни физические лица, ни предприятия не могут рассчитываться за услуги или товары наличными, если сумма превышает 150 тысяч гривен. Для этого необходимо перечислять деньги безналичным способом – на счет (карточный), на депозит и т.д. Больше всего это задело авторынок, так как именно здесь исторически сложилась практика расчета «кэшем». Немного в лучшем положении автосалоны, в которых и раньше наличные принимали обустроенные под одной крышей банковские кассы. А вот неофициальные дилеры получили массу неудобств, ибо раньше не последней составляющей их привлекательной цены на авто было то, что они принимали наличные, в том числе и в валюте. А это позволяло «не светить» часть своих доходов перед фискальной системой.
На отечественном рынке подержанных авто самой распространенной формой торговли до сих пор является «продажа по доверенности» - оформление генеральной доверенности на покупателя. Никаких счетов: сделал доверенность, отдал техпаспорт, получил деньги и будь здоров. И хотя в таком случае риск обмана огромный, из-за простоты и дешевизны такой схемы она продолжает существовать вопреки многим законодательным инициативам, которыми государство пытается ее искоренить. Это и регулярные попытки привязать штрафные санкции за нарушения к владельцу авто, а не к водителю. И попытки упростить процесс перерегистрации транспортного средства от одного владельца на другого. Теперь же этот способ еще и приобретает все атрибуты незаконного. Правда, когда стороны на словах договариваются о продаже по доверенности, что им помешает точно так же, на доверии, договориться, что сумма сделки не превысит 150 тысяч? Только отсутствие душевного спокойствия. Кстати, стоит он не так уж и мало: 1-1.5 тысячи гривен за услуги нотариуса, который должен будет получить на свой депозит деньги за сделку, проверить ее чистоту и заверить.
Есть варианты обходных путей нововведения. Первое – занизить стоимость автомобиля, который продается через комиссионную площадку, автосалон или нотариуса. Аргументов, чтобы такой шаг имел правдоподобный вид, не счесть. Это, например, информация, что авто побывало в ДТП, наличие ржавчины, механические дефекты, большая степень износа. Впрочем, если стороны договариваются о, скажем, 180 тысячах, а официально декларируют 140 – защитить личные интересы в полном объеме в случае возникновения конфликтной ситуации будет проблематично.
Стоит ли противодействовать нововведениям? Ужесточенные ограничения ведения рыночных отношений делают авторынок более цивилизованным, дают больше гарантий обеим сторонам сделки. Отдавая деньги «из рук в руки» даже в автосалоне, в случае возникновения противоречий (некачественная предпродажная подготовка, заводской брак, срыв сроков поставки) отстоять свои позиции, а тем более вернуть свои кровные, бывает проблематично. А платежи через банк дисциплинируют даже не самых добросовестных продавцов. Правда, траты на приобретение автомобиля теперь возрастут, так как за перевод денег, открытие счета и другое банк берет до 1.5-3 % от суммы. Да и от всевидящего ока налоговиков теперь не спрячешься.
|