История возникновения дрифта Уличные гонки (далее стрит-рэйсинг) — гонки на автомобилях, которые проводятся на общественных дорогах. Это нелегальный вид спорта и запрещен правилами дорожного движения. Дорожные службы стараются пресекать такие соревнования, но так как такие они проводятся слишком часто, гонщиков либо совсем не ловят, либо они скрываются от полиции.
Стрит-рэйсинг впервые появился в США около 50-ти лет назад. Там, из-за отсутствия горных дорог, наиболее распространенным до сих пор остается, так называемый, drag race. В Японии же стрит-рэйсинг стал наиболее популярен около 30-ти лет назад.
Легендарный японский гонщик Такахаси Кунимицу, прославившийся безупречным прохождением, так называемых "апексов" (от англ. Apex — вершина верх. Место в повороте, когда машина находится максимально близко ко внутренней стороне дороги перед поворотом) на высокой скорости, а потом прохождением всего поворота с помощью <дрифта>, сохраняя при этом высокую скорость. Его агрессивная техника обеспечила ему победу во многих соревнованиях, а так же толпу поклонников, которые наслаждались зрелищем горящих покрышек при езде на высоких скоростях.
Уличный гонщик Кейчи Тсучия был настолько очарован техникой Такахаси Кунимицу, что стал практиковаться в <дрифтинге> на улицах и быстро приобрел славу среди, так называемых <хасирия> (гонщики в том числе уличные). В 1977 году главы популярных японских журналов о гонках и главы популярных авто-сервисов решили снять видео о мастерстве Кейчи Тсучия при езде по горным дорогам. Это видео, под названием Pluspy стало очень популярным среди гонщиков и остается таковым по сей день. А Кейчи Тсучия взял себе прозвище <дорикин> (аббревиатура от английского Drift King-король дрифтинга).
В США дрифтинг стал популярен только в 1996 и применяется, чаще всего, на специально подготовленных трассах. В Японии дрифтинг используется как в легальных, так и в нелегальных соревнованиях по горным дорогам, которые называются <то:гэ>. На жаргоне японских уличных гонщиков словом дрифт чаще обозначают, соревнования на горных дорогах.
(то:гэ) на японском языке означает горный перевал. На жаргоне уличных гонщиков оно так же означает узкую горную дорогу со множеством поворотов.
Дрифт как автоспорт
Drift - управляемый занос автомобиля при срыве задней оси колес. Передние колеса все время повернуты в противоположную повороту сторону. Автомобиль идет под углом к траектории движения, и сила, движущая автомобиль в обычных условиях вперед, на дуге поворота при управляемом заносе раскладывается на две составляющие. 1) Радиальная: удерживает автомобиль на кривой и направлена перпендикулярно ей. 2) Тангенциальная — направлена по касательной к траектории и осуществляет движение. Причем перераспределять мощность мотора, вкладываемую в каждую составляющую часть, очень легко (теоретически): чем больше угол заноса, тем меньшая доля мощности идет на движение вперед. А большая — на противодействие центробежной силе. И наоборот: чем меньше угол, тем динамичнее ускорение и меньше сила, удерживающая автомобиль на кривой. На практике овладеть искусством дрифта довольно сложно, требуются долгие и упорные тренеровки, необходимо великолепно чувствовать автомобиль, обладать отличной реакцией. Важно отметить, что дрифтом в классическом понимании является движение именно по сухому асфальту на заднеприводном автомобиле.
Соревнования по дрифту
Уникальность дрифта заключается в том, что соревнования идут не на время. При оценке выступления гонщика учитывается несколько параметров:
- Угол к траектории (чем он больше, тем выше оценка)
- Скорость (от 100 до 150 км/ч, чем выше, тем лучше результат)
- Траектория прохождения поворота
- Зрелищность и стиль (оценивается судьями и зрителями)
Автомобиль для дрифта
Дрифтовый автомобиль это заднеприводная спортивная машина среднего или небольшого размера. Практически всегда автомобили подвергаются тюнингу, в частности, форсируется двигатель, т.к. для срыва колес в занос требуется большое усилие, и во время прохождения поворота пилот не должен испытывать недостатка в мощности. Классическими автомобилями для дрифта являются Nissan Silvia, он же Nissan 200SX/240SX и «Хачироку» в дословном переводе "восемь-шесть" - AE86 Toyota Corolla Levin 1984-1987 годов. Ниссан изначально получился предрасположенным к срыву задней оси, чем полюбился дрифтерам. Наряду с доступностью тюнинга это сделало его культовым автомобилем. «Хачироку» же многим открыла двери в мир дрифтинга, благодоря своей простоте, малой массе и дешевизне.
Основные приемы в дрифте
Yorin drift
Скольжение со срывом четырех колес. Торможение в повороте скольжением (сносом) всех четырех колес, когда машина полностью срывается в середине поворота.
Kanteria drift
Инерционный занос. Занос, при помощи которого проходятся S-образные повороты. Когда занос в одну сторону является подготовкой для поворота в другую.
Breaking Drift
Торможение в заносе. Во время выполнения этого приема, тормоз нажимается во время вхождения в поворот и полностью отпускается по достижению точки <апекс>, благодаря чему вес машины смещается, что приводит к потере сцепления задними колесами. Затем занос контролируется с помощью рулевого колеса и подачами газа.
Power over drift
Силовой занос. Этот дрифт выполняется вхождением машины в поворот на высокой скорости и быстрым вращением рулевого колеса.
Hand breaking drift
Занос с использованием ручного тормоза. Эта техника довольно проста. В ней используется ручной тормоз, чтобы вызвать потерю сцепления задних колес и занос контролируется с помощью рулевого колеса и увеличением, либо уменьшением, скорости.
Side breaking drift
Боковое скольжение. Вариант дрифта, когда происходит срыв задних колес и машина скользит почти боком.
Chokudori
Обычно используется после проезда прямого участка дороги, чтобы снизить скорость и выполнить глубокий занос. Торможение посредством скольжения и выставления машины под нужным углом относительно дороги для наиболее выгодного прохождения самого поворота.
Manji
Выполняется на прямой дороге, когда водитель раскачивает машину от одной стороны дороги до другой. Обычно используется на показательных выступлениях по дрифтингу. Мандзи является подготовкой для выполнения очень многих техник, таких как тёкудори и инерционный занос.