изель или бензин? Результаты подсчетов стоимости обслуживания Вечный спор "что лучше – автомобиль с бензиновым или дизельным двигателем?" относится к разряду риторических рассуждений по типу шекспировского «быть или не быть?». Поклонники того или иного типа двигателей всегда будут находиться по разные стороны баррикад. Аргументы и доводы обеих сторон создают информационный гул, в котором обывателю тяжело разобраться и, например, сделать выбор в чью-либо пользу. Надеемся, что математический подход к этому вопросу поможет отсеять значительную часть некомпетентных суждений и свести процедуру выбора лишь к банальному вопросу "для каких целей нужен автомобиль?".
Условия подхода
Для наглядности примера возьмем несколько моделей новых авто (марки которых официально представлены в Украине) с одинаковой комплектацией, одного производителя и автосалона, но с разными силовыми установками. Будем сравнивать их начальную стоимость, стоимость и специфику обслуживания до 100 тыс. км на официальной станции, количество, частоту и, главное, стоимость заправки топливом на те же 100 тыс. км, с градацией по 25 тыс. км (средний пробег автомобиля за 1 год).
В качестве экспериментальных моделей берем три пары авто:
1. Toyota Land Cruiser 200 с модификациями: "Lux, 5 мест, 4,7L, 5AT, бензин" и "Lux, 5 мест, 4,5L, 6AT, дизель";
2. KIA Soul с модификациями: "1,6 DOHC/5MT Mid" и "1,6 VGT(дизель)/5MT Mid"
3. Nissan X-Trail с модификациями: 2,0 SE и 2,0 D SE.
Математика
Toyota Land Cruiser 200
Автомобиль Toyota Land Cruiser бензиновый стоит 852,6 тыс. грн., тогда как его дизельный собрат затянул на 878,7 тыс. грн. Разница составляет 26,1 тыс. грн. в «пользу» дизельного Land Cruiser. Комплектации авто разнятся несущественно. Так, у дизельного авто в переднем подлокотнике отсутствует холодильник, а у бензинового – нет подогрева топливной системы. Существенным отличием, на наш взгляд, влияющим на стоимость авто, является комплектация различными коробками передач. Так, бензиновый авто тягу на колеса передает через пятиступенчатую КПП, а дизельный – через шестиступенчатую.
Стоимость обслуживания обоих автомобилей:
Через каждые 15 тыс. км оба автомобиля для сохранения гарантии обязаны приезжать на плановые ТО. Владельцу бензинового Land Cruiser ТО на 15, 45, 75 и 105 тыс. км обойдется в 1 560 грн. каждое, тогда как владельцу дизельного Land Cruiser эти ТО выльются в 2 240 грн. Разница составляет 680 грн. на каждом ТО. Кстати, эти 680 грн. практически в полном объеме приходятся на стоимость масла, которого для дизеля требуется 9 л, а для бензинового агрегата – 6,2 л.
ТО на 30 тыс. км для Land Cruiser с бензиновым двигателем стоит 5 670 грн., а с дизельным почти на 700 грн. дороже – 6 360 грн. И снова практически вся разница уходит на масло.
На 60 тыс. км за автомобиль с бензиновым агрегатом на ТО придется выложить 5 500 грн., а за авто с дизельным двигателем – 5 900 грн. Разница составляет всего 400 грн. Причина в том, что у бензинового мотора замена топливного фильтра (работа плюс запчасть) дороже чем у дизельного на 303 грн.
ТО на 90 тыс. – самое дорогое из всех приведенных. Так, для владельца Land Cruiser с бензиновым мотором стоит приготовится расстаться с 11 800 грн. Владельцу дизельного Land Cruiser везет – ему нужно выложить на 3 000 грн. меньше. Экономит последний на отсутствии свечей зажигания. Замена 8-ми свечей (работа плюс запчасти) стоит 2 200 грн. Еще 1 700 грн. экономится на проверке зазоров клапанов (работа выполняется по необходимости).
В итоге, стоимость обслуживания Toyota Land Cruiser 200 с бензиновым двигателем дешевле всего на 820 грн., чем для такого же авто с дизельным мотором.
Заправка топливом:
Аппетит у наших подопытных, скажем так, далеко не слабый. Бензиновому авто для проезда на 100 км в смешанном цикле понадобится 14,4 л топлива, а дизельному – 10,3 л. Естественно, данные берем паспортные.
Для корректности "топливного вопроса" наши авто будем заправлять на АЗС Shell, так как у них есть и фирменный бензин, и фирменный дизель – "V-Power". На день математических расчетов (8/04/2010) стоимость бензина составляла 9,39 грн. за литр, а дизеля – 8,49 грн. за литр. При пробеге в 25 тыс. км за 1 год бензиновый "Кукурузер" израсходует 3 600 л топлива, на что понадобится 33 800 грн. Дизельный авто употребит 2 570 л топлива на сумму 21 800 грн. То есть, дизельный авто сэкономит на топливе своему владельцу 12 000 грн. при пробеге 25 тыс. км. При пробеге в 100 тыс. км эта сумма составит 48 000 грн.
Кстати, заправляться на бензиновом "Кукурузере" придется чаще, чем на дизельном, ведь при одинаковых объемах топливных баков (93 л) у наших подопытных, как уже было отмечено выше, разный расход топлива. За год до полного бака бензин придется заливать около 39 раз, тогда как дизельного топлива – около 27 раз.
Дальность "полета" бензинового Land Cruiser 200 на одном баке составляет 650 км, а дизельного – 900 км.
Результаты подсчетов
Land Cruiser 200
На начальном этапе при покупке бензинового Toyota Land Cruiser 200 автомобилист экономит 26,1 тыс. грн. Еще около одной тысячи экономится на прохождении ТО на протяжении почти 100 тыс. км. Но, проехав такое расстояние, это авто в общей сложности (стоимость машины, ее содержание и затраты на топливо) «высосет» из владельца на 22 000 грн. больше, нежели дизельный. Причем, чем дольше эти авто будут эксплуатироваться, тем больше будет заметна разница в стоимости их содержания.
KIA Soul
Большие авто, больше денег, заметнее разница. А вот теперь давайте взглянем на маленький KIA Soul. Стоимость бензинового авто составляет около 132 000 грн., а дизельного 144 000 грн. Так как комплектации полностью идентичны, вся разница приходится на двигатель – 12 000 грн.
Периодичность прохождения ТО – 15 тыс. км. К сожалению, менеджер в автосалоне KIA, расположенном на Харьковском шоссе в Киеве, отказался предоставить нам подробную калькуляцию стоимости ТО. Пришлось довольствоваться его писаниной "от руки", где была указана приблизительная стоимость ТО (без детального описания видов работ и стоимости запчастей) на конкретный пробег. Чтобы сильно не грузить цифрами, предлагаю обратиться к табличке. Здесь же позволю себе в целом подвести сумму прохождения всех ТО до 100 тыс. км. Итак, владельцу бензинового KIA Soul придется расстаться с 16 200 грн. А владельцу дизельного KIA Soul – 18 700 грн. Как видим, дизельный авто дороже в обслуживании на 2 500 грн. Основная разница, как и у автомобиля Toyota, в количестве требуемого масла. В данном случае на дизельный двигатель его требуется на 3 л больше (4 л против 7 л)
Что касается затрат на топливо, то бензиновый авто при аппетите в смешанном цикле 6,5 л за 25 тыс. км пробега израсходует 1 600 л, что составит 15 200 грн. Дизельный собрат при аппетите 5,2 л в том же режиме, за 25 тыс. км пробега спалит 1 300 л топлива, а это около 11 тыс. грн. "Дизель" дешевле на 4 200 грн. И это только за год. За четыре года, а соответственно и за 100 тыс. км пройденного пути, экономия на топливе составит около 16 800 грн.
На одном полном баке (48 л) бензиновый KIA Soul пройдет около 730 км, а дизельный – около 920 км. То есть, на последнем без дозаправки можно сгонять из столицы в Севастополь (чуть более 800 км).
Результаты подсчетов
KIA Soul
Если учесть разницу при покупке авто, стоимости обслуживания во время 100-тысячного пробега и расхода топлива на этот путь, то оба авто идут "ноздря в ноздрю". А вот дальше дизельный авто на фоне бензинового будет продолжать себя "отбивать".
Nissan X-Trail
В автосалоне "Кий-Авто", что в Киеве на Княжем Затоне, продавец с удовольствием составил мне компанию в подсчетах и поисках более экономичного Nissan X-Trail. Так, при стоимости бензиновой версии в 277 600 грн., дизельный паркетник на 29 000 грн. дороже. Его цена составляет 306 400 грн.
Периодичность прохождения ТО у бензинового авто 15 тыс. км, а у дизельного – 10 тыс. км. Помимо того, что на дизельном авто чаще придется заезжать на сервис, в общей сложности за все ТО до 100 тыс. км пробега за него придется выложить около 27 900 грн, тогда как за бензиновый – около 13 700 грн. Разница – 14 500 грн. Кстати, почти вся эта сумма приходится на стоимость масла и масляного фильтра.
Заправить бензиновый авто за наш условный год при среднем паспортном расходе топлива 8,7 л на 100 км придется 2 200 литрами, на сумму около 20 000 грн. Дизельный X-Trail при расходе 7,1 л на 100 км "выпьет" в общей сложности около 1 800 л топлива на сумму 15 000 грн. Вот и появилась первая экономия – 5 000 грн. на 25 тыс. пробега. Через четыре года на топливе получится сэкономить порядка 20 000 грн.
Одного полного топливного бака емкостью 65 л хватит для преодоления пути на бензиновом X-Trail 740 км, а на дизельном – чуть более 900 км.
Результаты подсчетов
Nissan X-Trail
Страшные цифры: данный автомобиль с бензиновым двигателем на 29 000 гривен дешевле своего собрата и на 11 500 грн дешевле в обслуживании (из расчета на 100 тыс. км). При этом лишь на 20 000 грн. дороже обойдутся затраты на топливо на те же 100 тыс.км. То есть, если авто покупать на наши условные четыре года (или 100 тыс. км пробега), то дизельная версия обойдется дороже на 20 000 гривен!
Математика бессильна
Хотите верьте, хотите нет, но до начала подсчетов была уверенность, что все дизельные версии в конечном итоге обойдутся дороже. Все три марки авто были взяты наугад. Мало того, Nissan X-Trail в этот список попал на последнем этапе по чистой случайности (пришлось долго находиться без дела возле автосалона, вот и заглянул). И что получилось: бензиновый Toyota Land Cruiser обходится дороже, нежели дизельный; KIA Soul, что бензиновый, что дизельный в стоимости владения практически не отличаются; а Nissan X-Trail в дизельной версии находится вне досягаемости.
Единственная умная мысль, которая посещает после этих подсчетов – к выбору каждой модели нужно подходить индивидуально. Брать карандаш, менеджера автосалона и считать, считать и еще раз считать. Благо – покупка нового авто вызывает приятный трепет...
Таблица Тут